|
Международный день музыки учрежден 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО. Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки был Дмитрий Шостакович, композитор-классик 20 века. Отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.
Культура любого народа складывается из множества составляющих. Она
столь велика, что любой индивидуум, принадлежащий к какой-то определенной
культуре, может быть отождествлен не с ней, а лишь с ее частью. Культура
динамична, но вместе с тем в ней существуют некие традиции, которые, в свою
очередь, тоже не вечны. Следует понимать, что изменение какой-либо части
почти всегда ведет к изменению целого, но так как изменения происходят
постоянно, то стремление к гармонии, идеалу бесконечно. Антагонизм старого
и нового особенно заметен в современной социокультурной ситуации в России.
Кардинальные изменения в обществе в начале 1990-х гг. явились сильнейшим
толчком, повлекшим за собой множественные изменения в области культуры.
В культуре всегда действовало правило: востребовано только то, что
современно. Но если раньше что-то неизменно могло считаться современным
многие десятилетия, то сейчас этот срок гораздо меньше: измеряется годами и
даже месяцами. В настоящее время мы можем говорить о конкуренции культуры:
меж- и внутрижанровой; межвременной; межкультурной (даже
межцивилизационной).
Житель средневековой Руси довольствовался местечковым фольклором
(смесь жанров). Современный житель уже выбирает для себя приоритеты: в
массовом плане это означает ослабление одних жанров искусства и усиление
других в жизни общества. Современность в культуре не зависит от времени
изготовления культурного продукта, так как он почти всегда носит
нематериальный характер, а значит, не подлежит физическому износу. Но даже
материальные носители культуры (произведения архитектуры, живописи и т. п.)
со временем не исчезают бесследно: в любом произведении культуры важна его
идея, а не только внешние формы. Так, читая «Слово о полку Игореве», книгу,
изданную, может быть, всего месяц назад, мы знакомимся с древним фолиантом,
а, играя произведения Баха, мы не просто воспроизводим нотные знаки в звук,
а передаем слушателям идею. Письменность, а в дальнейшем звуко- и
видеозапись помогают нам сохранять идеи культуры, созданные в прошлом, и
делать их конкурентными вновь создаваемым.
Глобализация породила межкультурную, межцивилизационную конкуренцию. В
долговременной перспективе этой конкуренции нами видится следующий
результат: исчезновение культурного многообразия, но вместе с тем создание
еще не веданной нам полицивилизации (так как национальные культуры не будут
попросту уничтожаться, как это зачастую имело место в прошлом, а будут
поглощаться мировой). В полицивилизации будет происходить многократное
усиление внутренней конкуренции, что в свою очередь повлечет за собой
создание неких внутрикультурных общностей, объединенных на основе
социального статуса, а не национальной или государственной принадлежности.
Разумеется, это не может произойти в одночасье, но уже происходит.
Поклонник рока может слушать рок, но не пойдет на классический концерт. А
ведь рок и классика являются составляющими общемировой культуры.
Современному горожанину сложно воспринять фольклор – чуждую ему
составляющую культуры, но авторское музыкальное самодеятельное творчество
будет им осмыслено и понято, подвергнется определенному воздействию для
изменения.
Авторское музыкальное самодеятельное творчество (далее АМСТ)
традиционно является составной частью культуры российского общества, формой
самоорганизации, возродившейся в годы «оттепели» как неофициальная
музыкально-поэтическая составляющая культуры, завладевшая на многие
десятилетия умами передовой части общества – интеллигенцией, студенчеством.
Отмена в нашей стране цензуры в начале 1990-х гг. XX века, появление
гражданских прав и свобод в обществе, формализация движения во многом
изменили его сущность и формы. Богатейшее культурное наследие может быть
утрачено, поглощено массовой культурой. Многие корифеи движения считают,
что оно изжило само себя. Несомненно, «авторской песни» в советском
понимании этого слова уже нет, но так как явлению не десятки, а сотни и
тысячи лет, то оно не может исчезнуть в одночасье. На наш взгляд,
современная авторская песня должна вобрать в себя все то лучшее, что было
создано в советское время, и приспособиться к существованию в свободном
обществе и к экономическим реалиям сегодняшнего дня. Современная
социокультурная ситуация в России способствует трансформации явления на
новом витке развития цивилизации и востребованности в будущем.
На данный момент недостаточно научных работ, посвященных авторской
песне. Издаются преимущественно в основном только сборники произведений
отдельных авторов или журналистские эссе на уровне вопросов - ответов.
Очень мало работ, рассказывающих об истории авторской песни, еще меньше -
изучающих ее как явление отечественной культуры, во многом предопределившей
ее современное состояние, и фактически нет работ, повествующих о
современном состоянии АМСТ, о путях его развития, о влиянии его на общую
социокультурную ситуацию в стране. Стихийно развивающиеся клубы
самодеятельной песни, фестивали, превращающиеся в сугубо коммерческие шоу,
ограничения законодательства в области применения авторских прав - все это
может привести к утрате огромного пласта отечественной культуры, весьма
самобытного, получившего свое развитее в годы тоталитаризма.
Заметна тенденция возрастания интереса к непреходящим ценностям
культуры. Грамотное руководство и организация АМСТ должны привести к
повышению культурного уровня соотечественников, а значит, благотворно
сказаться на развитии всего общества.
|
Главная Страница
Сделать стартовой
Добавь в Закладки
Обои для рабочего стола
Значение Имени
|